10.12.2013 Опубликовано в Грани.ру (копия)
«Болотное дело» обсуждают с разных сторон. Спорят, кто и что злоумышлял накануне и можно ли бросаться лимонами. Теперь вот обсуждают адвокатов. И делят «болотников» на чистых и нечистых: кто трогал полицейских, а кто нет. Потому что — амнистия, а Самый Главный сказал: «Тронул полицейского — не прощу!». Для меня же «Болотное дело» давно перестало быть историей про лозунги, асфальт и лимоны. А стало Делом о Правосудии. Как можно всерьез говорить о мере чьей-то вины, если все, что мы читаем в этом деле и слышим в суде, чистейшая туфта?! Если та самая 318-я, не попадающая под амнистию, рассыпается у большинства «болотников» при первом же взгляде! Про то, как «доказывалась» вина Ярослава Белоусова, я уже рассказал. Сегодня — еще об одном «болотнике».
Что же делал Савелов Артем Викторович, 1979 г.р., на Болотной 6 мая 2012 года?
Как все, пришел с шествием. Почти час стоял перед полицейской цепью возле «Ударника». Потом, как рассказывает он сам, им буквально продавили цепочку. При этом он упал, по нему побежали люди, спасаясь от жуткой давки. Какой-то человек помог ему подняться. Он был в шоке, несколько минут растерянно бродил по площади. Затем его задержали.
Еще 1 августа прошлого года его адвокат Фарит Муртазин принес следователю набор найденных в интернете видеозаписей с Болотной. На каждой из них хотя бы несколько секунд мелькает Артем. В результате удалось почти полностью восстановить те несколько минут, что Артем провел на площади после «прорыва». Вот кадры этих записей, подтверждающие его слова (комментарии под каждой фотографией):
А вот что написал следователь Гуркин, составивший исторические «Протоколы описания видео»:
«5 DVD-дисков, представленных защитником Муртазиным Ф.Т. При их просмотре обнаружены видеозаписи, зафиксировавшие массовые беспорядки 06 мая 2012 г. в районе Болотной площади в г. Москве, действия Савелова А.В., который перемещается по площади, скандирует антиправительственные лозунги, прорывает оцепление полиции и задерживается сотрудниками полиции».
И чуть позднее: «Протокол осмотра предметов от 18.11.2012 г., согласно которому были осмотрены 7 электронных носителей информации, на которых зафиксированы описанные выше противоправные действия Савелова А.В. во время массовых беспорядков в районе Болотной площади г. Москвы».
Вот так: принесли доказательство невиновности, а оно превратилось в доказательство вины. Что напишешь, то и правда!
Я покажу вам самое «криминальное», по мнению следствия, видео. На нем — «участие Артема в прорыве» и «антиправительственные лозунги». На остальных Артем просто стоит или бредет куда-то.
Есть и две записи его задержания. Вот их раскадровка.
Дальше начинается самое интересное. Доказывают его преступления («участие в массовых беспорядках и насилие над представителем власти») двое полицейских, которые его и задержали. Самым нетерпеливым я сразу предложу перейти к главному. Но я хотел бы еще показать, как фабриковалось это дело.
По версии обвинения, Артема задержали полицейские 2-го оперполка: Гоголев Александр Иванович, 1980 г.р., сотрудник 3 роты 3 батальона, и Емельянов Андрей Александрович, 1985 г.р., из 3 роты 2 батальона.
10 мая. Гоголев рассказывает, как человек с темными волосами и в темной куртке («точный цвет которой не запомнил») хватал его за руку при задержании другого гражданина.
18 мая. Емельянов показывает, что против него и его коллег (называет и Гоголева) никаких противоправных действий не совершалось и вреда не причинено.
10 июня. Артема арестовывают и сажают в тюрьму.
13 июня. Емельянов вспоминает «мужчину среднего возраста с короткими темными волосами, который мешал задерживать других нарушителей, затаскивал их (задерживаемых) обратно в толпу, хватал его и Гоголева за руки и форму и оскорблял нецензурно». Доставив мужчину в ОВД, он узнал его фамилию — Савелов А.В.
Ровно так же повествует и Гоголев. Ни словом не упомянув об испытанной от «хватаний» боли.
19 июня. Артем на допросе рассказывает, что при задержании его сперва несли на руках, а потом поставили на землю, заломив руки за спину.
26 июня. Гоголев вспоминает об испытанной им боли от «хватания за руку». Его признают потерпевшим. В его описании Савелова появляются темная куртка, белая футболка и синие джинсы.
12 июля. Обоим полицейским следователь показывает видео с Савеловым. Оба его узнают. Емельянов добавляет к прежним показаниям, что Савелов схватил Гоголева за бронежилет и пытался затащить в толпу (раньше он «затаскивал в толпу отнимаемых нарушителей»). К тому же «находясь в толпе, Савелов выкидывал руку вверх и по мимике его лица было видно, что он выкрикивает антиправительственные лозунги» (конечно, ведь это есть на найденном видео!). Еще подробнее описывает Артема: джинсовые куртка и брюки, белая рубашка.
Гоголев добавляет, что узнал Савелова по «проседи в волосах».
Емельянов сообщает, что они «сперва несли Савелова, потом он перестал сопротивляться и его поставили на землю» (ведь Артем уже сам об этом сказал).
17 сентября. С Гоголевым составляется гениальный «Протокол устранения противоречий»: Савелов, оказывается, «был одет в темную (точнее, светло-синюю) куртку». А также «поскольку Савелов заикается, то можно сказать, что пытался высказывать нецензурные ругательства… Я задумался над обстоятельствами, при которых Савелов высказывал… его выражения могли быть просто эмоциональными проявлениями». Теперь все сходится.
НА СУДЕ
Емельянов, изображающий свидетеля, повторяет кратко обвинения в адрес Артема: «дергал за руки, на давал задерживать». Больше ни на один вопрос не отвечает: далеко ли стояли автозаки от места задержания; где происходили задержания; что делали задерживаемые; как их звали и как они выглядели, какие лозунги кричали.
«Когда вы задерживали Савелова, у него усы были?» — «Не помню». — «А борода?» — «Не помню» — «Вы уверены, что именно его задерживали?» — Вопрос снят судьей. — «Опознание было?» — «Была очная ставка. Не было у меня никакого опознания».
Гоголев в роли потерпевшего на суде выступил не менее ярко: из 4 задержанных им лично демонстрантов помнит только Савелова, который был в джинсах и кофте «не помню какого цвета». Видимо, решил больше не рисковать с цветами одежды. Может, дальтоник?
Форма сотрудников 2-го оперполка ГУМВД по г. Москва. Фото с сайта «Офицеры России»:
Кадр задержания Савелова на Болотной:
Дело в том, что Артема задерживают сотрудники ОМОН в своей голубой форме «Ночь-91». А 2-й оперполк одевается в стандартную полицейскую форму — серую. О чем и сообщили на суде свидетель и потерпевший. Так кто же задерживал Артема и кого он «хватал за руки»? А никого! Александр Иванович Гоголев и Андрей Александрович Емельянов всю дорогу врали по нарастающей. Точнее — давали заведомо ложные показания, наказуемые по ст. 308 УК РФ: если ложные показания обвиняют кого-то в совершении тяжких или особо тяжких преступлений (а массовые беспорядки таковыми и являются), это наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Есть, правда, один выход. Свидетель или потерпевший освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства (до вынесения приговора суда или решения суда) заявили о ложности данных ими показаний. Осталось совсем мало времени, Александр Иванович и Андрей Александрович!
Остается еще назвать имена следователей, проводивших эти феерические «следственные действия». Это лейтенант юстиции Елизаров В.А., капитан юстиции Барсуков В.Ю., лейтенант юстиции Лохмоткин В.А. и капитан юстиции Добарин А.С.
Самый яркий из протоколов допросов потерпевшего Гоголева А.И.: