На лаосском кинотеатр называют тем же словосочетанием, что и театр теней. Это может внести некоторый сумбур в понимание названий в английском переводе на Гугл-картах. Но есть в этом и некий глубокий смысл. Когда несколько лет назад город решили украсить стрит-артом, именно на стене одного из кинотеатров появились картинки, изображающие теневых кукол — героев старинного лаосского эпоса «Сан Синсай».
В 60-70-е в маленьком Саваннакхете работали три крупных кинотеатра. Это было промежуточное время, когда страна перестала быть колонией Франции, но сюда уже пришли американцы, включившиеся в индокитайские войны против коммунизма. В те годы здесь показывали много западных фильмов и, думаю, в строительстве кинотеатров пропагандистские цели играли не последнюю роль.
Книга тайского писателя Лек Бай Мианга, выросшего в Саваннакхете и бежавшего с семьей в 1975 году от нового режима в Таиланд, названа «Ронг Нгао-Лао Чароен Рама» — по имени крупнейшего кинотеатра Свааннакхета. Он рассказывает:
«В начале 1970-х Саваннакхет был очень цивилизованным городом, а соседний тайский Мукдахан — всего лишь маленьким провинциальным местечком. Тайцы приезжали в Саван покупать модную одежду, смотреть кино и выпивать в барах. Сюда же с соседней военной базы приезжали и американские солдаты, тусовались, пили алкоголь, слушали музыку, мы выросли в такой атмосфере. Увидя потом сцену в сайгонском баре в «Охотнике на оленей», я узнал бар нашего кинотеатра в Саване.
Будучи в то время детьми, мы продавали закуски перед кинотеатром и ходили на фильмы чуть ли не каждый день. Кино — мир счастья. Смотреть фильм — это как потеряться в выдуманном мире на 2 часа, и этот мир дарит мечты и надежду на иную жизнь».
После прихода коммунистического режима, киноиндустрия в Лаосе практически прекратилась, правительство инвестировало всего несколько пропагандистских фильмов за 35 лет.
Кинотеатр “Lao Chaleun Rama”, построенный в центре старой колониальной части города — целый комплекс величиной с квартал, включающий жилые крылья по бокам и внутренний двор с танцплощадкой, барами и большим кинозалом. В жилых корпусах все еще живут, хотя крылья, находящиеся во дворе, сгорели либо разрушены, кино не показывают. В последние годы некоторые помещения вокруг кинозала стали использоваться как кафе и на наших глазах была открыта маленькая художественная галерея. Однако, несколько раз старина Чароен оживал. В 2008 зрителям показали первый независимый лаосский фильм «Сабайди, Луангпрабанг», а в 2019 в городе начали проводить фестиваль «Саван фан фест» и попробовали в его рамках крутить тайские и лаосские фильмы. Но ковид подкосил фестиваль и сегодня кинозал вновь закрыт. Только на заднем его дворе в темноте ярко светится и шумит большой вечерний фудкорт.
Что касается архитектуры, то здание построено в западном модернистском стиле 60-х, хотя в деталях заметны влияния ар-деко и еще чего-то трудноопределимого.
Второй сохранившийся кинотеатр — «Khounsavan» — стоит буквально напротив него. Это еще более выразительный образец архитектуры 60-х. Есть слухи, что хозяином был китаец лаосского происхождения, построивший и назвавший его в честь своей дочери. В 75-м их семья сбежала в Париж. Заведение работало до 1991 года, а потом как и «Лао Чалеум» было закрыто.
Еще один кинотеатр того времени мы обнаружили в маленьком городке Ксено в 30 километрах от Саваннакхета. Ксено известен тем, что с французских времен там была крупная военная база. С 60-х ее занимали уже американцы и части правительственной лаосской армии. Кроме нескольких казарменных корпусов и руин кинотеатра нам не удалось найти в тихом маленьком городке следов колониального и постколониального периода.
Кинотеатр в Ксено построен в том же западном модернистском стиле 60-х, что и саванкхетские. Зал двухэтажный, с балконом, на котором сохранились кресла. Занятно, что ряды пронумерованы буквами латинского алфавита, который в провинции теперь практически не встретишь. А нумерация кресел разбита на четные и нечетные с разных сторон прохода: слева — 2, 4, 6, справа — 1, 3, 5 и т.д. Домик находится в совсем плачевном состояни, но почему-то его не сносят. Пишут, что несколько лет назад у него был арендатор, устроивший на первом этаже кинозала площадку для спортивного бамингтона и сдававший ее желающим поиграть, но сейчас там нет ничего, кроме пыли и зарослей паутины.
Когда я рассматривал сделанные в зале снимки, то сперва не понял, что за пузыри летают по воздуху. Потом сообразил, что вспышка (в зале полнейшая темнота) отразилась в осыпающихся с потолка от наших шагов струйках пыли.