С Ангкором вообще все не заладилось. Не сработал метод знакомства «с наскока». Не хватило знаний. Сгорело несколько флешек с фотографиями. Дорвавшись до интернета, начали копать информацию, но все русскоязычное оказалось либо пустословной рекламой, либо уфологией и наукообразной фоменковщиной. А въезжать в сложные англоязычные археологические тексты не было времени и сил.
Мы ожидали от Ангкора откровений и впечатлений. А он оказался бизнес-предприятием с туктукерами, пыльной жарой, длинными грунтовыми дорогами сквозь лес и прыжками на ухабах в тарантайке с отсутствующей подвеской. Впечатления тонули в попытках объехать и облазить все эти однообразные, почти утратившие очертания и совершенно чуждые душе каменные руины, облепленные тысячами туристов, детьми-попрошайками и торговцами снедью, требующих за бутылку воды семикратную цену.
Правда, на третий день вдруг что-то изменилось. Красные лесные дороги вступили в гармонию с лесной зеленью, расположенные чуть в стороне от туристических троп комплексы оказались почти пустынными, а в нас, как не раз бывало, проснулось любопытство и появились вопросы. Проезжая в пятый раз мимо самого именитого Ангкор Вата, мы вдруг нашли его строгим и величественным. Из путеводителя выяснилось, что зайдя в него в первый день, мы не посмотрели и половины его поразительных барельефов.
Прогуливаясь по городу, я заглянул в маленький школьный музей, где на английском было написано всего несколько фраз об истории Ангкора и нарисованных от руки иллюстраций, и прозрел. Оказалось, что своей головы вполне хватает, чтобы кое-что увидеть. А когда твои собственные догадки находят подтверждение, это — куда большее удовольствие, чем готовый фастфуд!
Справка. Ангкор — комплекс построек, оставшихся от нескольких столичных городов периода расцвета древнего кхмерского государства, 8-12 вв.
Мы не ждали, что он окажется ТАКИМ большим! Ангкор — не храм и не дворец, а пространство примерно 15х40 км. Каждый храм сам по себе — не меньше Кремля. До некоторых уголков мы так и не добрались. От Боробудура или Прамбанана впечатления накатывали мгновенно. Ангкор же и глазом сразу не охватишь. Первое впечатление однообразия отчасти объясняется и огромным количеством сохранившихся построек: в Москве тоже на первый взгляд все дома одинаковы — из кирпича и под крышей. А о второй причине я уже написал.
Все, что сохранилось здесь — искуственные водоемы, стены городов и храмовые комплексы. Когда-то вокруг простирались обширные поселения (по некоторым версиям тут проживало от 500 000 до миллиона человек), но все жилые постройки были деревянными. Судя по всему, даже королевские дворцы. От них не осталось и следа.
Первое, что бросается в глаза — вода, окружающая храмы. Искусственный водоем на фото (барай) — не самый большой, метров 800 в длину.
Второе — древние дороги. Широкие, выложенные могучими плитами — по ним могли бы ехать танки.
И храмы, состоящие в основном из башен (прасатов) и окружающих их галерей. Архитектура невероятно тяжеловесная, приземистая, сплошная каменная масса придавливает к земле. В фигурах каменных воинов, охраняющих подходы к воротам никакой динамики, ноги-тумбы, квадратные челюсти, опущенные вниз уголки тяжелых губ, узкие прорези глаз. Что же скрывается за этой мощью?
Король-бог и устройство ангкорских храмов
В IX веке король Джаяварман II изобрел религию, с которой кхмерская империя расцвела и прожила почти 600 лет. Конечно, кхмеры и раньше имели религию — индуизм пришел сюда задолго до этого. Да и государство уже существовало давно, но к этому времени изрядно прогнило и рассыпалось, попадая разными своими частями в зависимость к соседям. Так что Джаяварману II приходилось заново его собирать и модернизировать. К тому же он был хотя и королевских кровей, но не вполне чистых, да и провел молодость при дворе яванских правителей, а приехал на родину в качестве тамошнего наместника одной из вассальных к Яве провинций. И вот, чтобы отвязаться от сюзерена, получить легитимность у своих и возродить империю он и сочинил новую идеологию.
Как утверждают историки, он тщательно изучил индийские верования и общественное устройство. Одно ему точно не понравилось: что брахманы там независимы от государства. И тогда он сам стал королем-богом — Дева-раджа. Индийскую философию он удачно скрестил с местной легендой об индийском принце, приехавшем сюда и нашедшем Камбоджу сплошным морем, руководимым змеиным царем Нагом. Нагу понравился смелый и печальный принц-странник (иначе бы съел), он отдал за него свою дочь, создав для них посреди моря землю (чтоб жить и править). История и персонажи вполне укладывались в индийскую традицию. Но и сами камбоджийцы того времени традиционно делились на «людей земли» (северные равнины и горы) и «людей воды» (приморский и речной юг).
На барельефе Ангкор-вата — легенда о пахтании молочного океана. Боги и асуры обмотали Нага вокруг горы Меру и раскрутили ее, дергая за концы
змея в попытках добыть напиток бессмертия амриту. Много чего выделилось в результате — хорошего и не очень:
В общем все сошлось, осталось лишь обозначить, что принц из легенды был сыном ведического бога Индры. Один из древнейших и главных богов многих религий, Индра царствовал в своем раю на горе Меру, возвышающейся посреди молочного океана (кстати, Индра победил змееподобного бога Вритру, «сковавшего реки»). Немногих счастливцев приносил на гору птиц-Гаруда. А главной пищей Гаруды служили змеи сомнения, проживающие в головах неверующих. Вода — воплощение хаоса. И одновременно — главная ценность для засушливой Камбоджи. Водой повелевают змеи-наги. Посреди воды — земля-гора, на которой восседает бог- Дева-раджа, потомок Индры. Он же — камбоджийский царь! При помощи Гаруды он подчиняет себе нагов, воплощающих воду. В то же время вода — женский символ. А символ Дева-раджи — линга. Дева-раджа «имеет» окружающую воду во всех смыслах: юридически (как царь) владеет всей водой государства и сексуально — оплодотворяет ее, рождая страну, ее богатства и подданных.
Все весьма рационально, никаких лишних образов. Разве что, ангелы-дэваты, стражники — дварапалы и духи воды и воздуха — танцовщицы Апсары. Последние необходимы для многочисленных обрядов прославления достоинств короля-борга Дева-раджи. Мифических и реальных. Ведь религия короля-бога регулировала только отношения человека и государства. Подданные призваны были в бесконечных обрядах и танцах (Апсары!) прославлять его. А вот их личные отношения с богами культ Дева-раджи не затрагивал. И они свободно могли исповедовать и древний анимизм, и все формы индуизма, и позже — буддизм. Даже индийская кастовость не пригодилась этой системе. Кстати, когда буддизм окончательно утвердился в Камбодже, Дева-раджа плавно превратился в Будха-раджу!
Оставалось лишь закрепить идею в наглядной агитации. И каждый король после Джаявармана II строил для себя храм-гору-Меру с лингой в верхней башне. Храм окружен обширным рвом или стоит на берегу барая — огромного искусственного водоема. До сих пор в точности неизвестно, что важнее было при строительстве этих гигантских озер (длиной до нескольких километров): были они чистым символом или же серьезной ирригационной системой. Скорее всего — и то, и другое. Потому что в Камбодже тех времен, похоже, миф превращался в реальность и подтверждался ею же. Мы же видели в сегодняшней Камбодже крошечные прудики-«барайчики» у каждого деревенского дома — для сбора и сохранения воды на засушливый период. А у короля должно было быть воды очень много — вся, какая есть!
Храмы повторяются с неизменностью всех деталей. Их до скукоты абсолютная симметрия подчеркивает абсолютный централизм и порядок.
Справка: «Храм Та Пром обслуживали 18 главных служителей культа и 2740 второстепенных. Плюс жрецы высшей касты, состоявших «вне штата» в силу своего исключительного положения: бхагаванов («преподобный»), салайдхипах («глава горы»), хотаров, осуществлявших жертвоприношения, астрологов, ответственных за назначение времени проведения церемоний и пр. На каждого из жрецов и высших служителей приходилось по нескольку десятков человек прислуги, включая людей, выполнявших жизненно необходимые функции: носильщиков зонтов, плетельщиков гирлянд, растирщиков пряностей и благовоний, танцовщиц, певиц и пр. Кроме того, на рисовых полях работали тысячи крестьян, принадлежавших храму, на правах рабов или полузависимых. А всего Та Пром обслуживали 79 365 человек.«
Мощная была империя, что сказать! Мы бы давно загнулись при таких расходах! Но ведь помимо всей этой фигни, есть в ангкорских монументах и красота, и полет духа художников. Никак и никому с этим не справиться!