Ангкор Ват I. Кхмерстройтрест

Оказавшись в Ангкор Вате (а мы прожили в камбоджийском городке Сием Рипе неделю и ездили туда через день), мы сперва ничего не поняли. Начиная с того, что это — никакой не «ват» (буддистский храм), а разбросанная среди джунглей на пространстве примерно 15х40 километров масса довольно однообразных храмов, дворцов и бассейнов. Но главное — мы не поняли «душу» этой невиданной ранее нами странной архитектуры. Тогда для начала мы решили разобраться, как же это сделано.

Материалы и технологии

Каждый кхмерский монарх ангкорского периода считал своим долгом возвести несколько могучих храмов, а еще лучше — построить новый город. Вполне индустриальная технологичность «Кхмерстройтреста» впечатляет. И это — еще одна причина однообразия и повторяемости форм. Несколько сот лет огромные постройки собирались из очень небольшого числа элементов, явно производимых массово и по жестким стандартам. Тем удивительнее было обнаружить, что многие строительные навыки им были просто незнакомы и дело решалось самыми допотопными способами.

Все построено из песчаника, латерита (красный пористый камень), базальта и … кирпича. Причем, кирпич — самый ранний материал, его использовали аж с I в. н.э. Иногда материалы комбинируются, а к концу эпохи кхмерской империи строят только из камня — видимо, заела гигантомания и стремление остаться в веках.

kamniw

Ангкор Ват. Технологии строительства

Более мягкий песчаник используется для «фурнитуры» — дверных и оконных рам, колонн, резных вставок.  Типовые каменные «коробки» вставляются в проемы целиком. «Евроремонт» какой-то!

dveriw

Ангкор Ват. Технологии строительства

Из блоков складывается строение, обрастающее затем богатым декором. Некоторые комплексы недостроены, и можно видеть голые стены. Нам эти кубики и пирамидки напомнили лужковский стиль:

construkcia

Ангкор Ват. Технологии строительства

Крепеж и стандартные резные каменные  балясины, сотнями используемые в оконных проемах:

colonw

Ангкор Ват. Технологии строительства

reshetka

Ангкор Ват. Технологии строительства

Кажется, даже скульптура собрана, как игрушка-лего:

lions

Ангкор Ват. Технологии строительства

Так в кирпичную стену вставляются барельефы, вырезанные из песчаника:

vstavkaw

Ангкор Ват. Технологии строительства

Стена из плохо поддающегося резьбе латерита облагораживается резным цоколем из другого материала. Иногда сложенные из латерита стены прикрывали резными панелями:

obshivka

Ангкор Ват. Технологии строительства

Поражающие мощью и высотой храмы-холмы, оказывается, построены на холмах реальных — земляных, а чаще — скальных, обложенных каменной кладкой (здесь она осыпается):

holm2-1w_2

Ангкор Ват. Технологии строительства

Узоры, сделанные мелким рельефом,  выдавливаются  трафаретом на штукатурке.

trafaret

Ангкор Ват. Технологии строительства

Но дальше начинаются загадки. Почему, например, из двух одинаковых и симметричных галерей во дворе храма одна построена из камня, а другая — из кирпича?

imgp6436w2

Ангкор Ват. Технологии строительства

Самое фантастическое в этих, казалось бы, отработанных массовых технологиях — полигональная кладка (как у цивилизаций Южной Америки). Ангкорские строители подгоняли каждый камень в стене к другому вручную! Сумасшедший и долгий труд:

kladkaw

Ангкор Ват. Технологии строительства

Впрочем, своды они тоже не умели класть по науке. Все своды — «фальшивые» (не запирающиеся закладным камнем, а просто сведенные постепенно «лесенкой»):

kryshaw

Ангкор Ват. Технологии строительства

А здесь целых две загадки. Форма прохода — недостатки обработки плит или мы действительно прошли сквозь женское лоно? Во-вторых, отверстия, покрывающие многие блоки. Пишут, что они помогали в транспортировке от карьеров. Но дырки далеко не на всех плитах. Когда речь идет о внутренних интерьерах, предполагают, что испещренные отверстиями стены были покрыты металлическими (или золотыми) листами. Или еще каким оформлением?

imgp6251w

Ангкор Ват. Технологии строительства

Как оказалось, этот подход кхмерских правителей и строителей все же приоткрыл нам дверь к пониманию неведомой культуры.