Суд смотрит кино

23.07.2013   Опубликовано в Грани.ру (копия)

«Болотный» суд сегодня переехал в новое помещение. Обращение к председателю Мосгорсуда Егоровой дало результат: нам отвели большой зал в «Апелляционном корпусе». Правда, непонятно, надолго ли: пока переезд оправдан тем, что новый зал оборудован экранами для просмотра видео.

В зале две гораздо большие стеклянные «клетки», но подсудимые все сидят в одной. Я пока не спросил их, как они сами на это смотрят: может быть, совсем уж разделяться им будет невесело?

Судья начала заседание с почти школьного наставления: «Мы здесь гости. Пожалуйста, не ломайте оборудование, аккуратнее обращайтесь с микрофонами и прочей техникой». Да, Петенька, не елозь стулом…

После зачтения видеопротоколов перешли к просмотру. О «ценности» протокола я уже писал. Похоже, просмотр следственных видеосюжетов окажется столь же абсурдным.

Дело не в том, что обвинение начало с показа 5-часовой записи трансляции МинаевLive. Сама по себе эта запись, сделанная сверху, с «Ударника», очень важна. Не только следствие, но и Комиссия общественного расследования, и я сам опирались на нее при составлении общей картины событий. Она идет без купюр, значит, выстраивается время, а верхняя точка позволяет уточнить места разных эпизодов. Правда, половину времени Минаев с Гельманом вместо картинки Болотной нарциссически демонстрируют нам себя, сопровождая все весьма спорными и банальными комментариями. Но все же. Потом приступим к изучению более детальных и локальных эпизодов.

Нелепо — КАК обвинение приступило к показу. Сперва не хотел работать плеер в судебном ноутбуке. Потом стал икать и тормозить. Тогда сотрудник суда запустил другую программу и диск заиграл. Вот только это была иная программа, чем та, которой пользовался следователь при составлении описания видео. А это уже (с точки зрения юридического буквализма) ставит под сомнение чистоту просмотра. Мало того, на экран не вывели даже шкалу времени на плеере. И суд не может сверяться с обвинением: «На 11 мин. 46 сек. в кадре появляется Духанина и …» Как, спрашивается, мы заметим этот эпизод, если на экране не «бежит» время?

Смотреть будем долго. Только первый протокол описывает видео на 23 часа. И это было бы неплохо — подробно разобраться в том, что же произошло 6 мая на Болотной. Не только отсмотрев 5-секундные эпизоды, из которых следствие высасывало вину подсудимых. А увидав, в какой ситуации они действовали. Что было до и после, в каком порядке. Нормальному суду это пошло бы только на пользу. Но…

Исходных файлов следствие не предоставляет — только какие-то компиляции, «сборки» на дисках, включающие совершенно разные сюжеты. Я просматривал эти подборки и сразу заметил, что во многих сюжетах, к примеру, вырезаны сцены особо жестоких действий полицейских. Кем? По какому праву?

Составляя описание, следователи не потрудились «привязать» файлы к реальному времени. Что можно было грубо сделать, хотя бы просмотрев «свойства файлов». Теперь нам покажут кино без «бегущего времени», без привязки к местности, без объяснения купюр и монтажа. Художественное кино. К судебному материалу оно не имеет никакого отношения.

Ребята в «аквариуме» смотрели внимательно. Акименков пытался жаловаться на плохое зрение, судья не прислушалась. Главный экран, обращенный к адвокатам и подсудимым не слишком большой. Но все же более-менее видно. Два монитора, повернутых к залу — гораздо мельче и расположены далеко от зрителей. К тому же они периодически окрашиваются то в синие, то в зеленые тона. Не знаю, можно ли что-то понять из зала.

За просмотром нам предстоит провести не меньше недели. Что это даст — увидим.

Пока что хитом дня стал вопль Сергея Минаева: «Прорвали оцепление и идут на Кремль!» Люди в кадре при этом растерянно озираются и никуда не идут. Так «интерпретировано» все Болотное дело.